Haibane Renmei
Haibane Renmei задаёт много вопросов. Даже слишком. Здесь мысли относительно некоторых (лишь малой части!).
Для начала, о том, где всё происходит. Очевидным становится после даже малого размышления, что Город — Чистилище. Место, куда попадают грешники, где они очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай. Совершившие смертные грехи не имеют хода в рай и не могут попасть в чистилище.
Иногда хайбане появляются с чёрными крыльями. Могу лишь строить догадки, но судя по всему, чёрные крылья — клеймо суицида. Те, кто окончил жизнь самостоятельно, несут на себе тяжкий грех. И такие Хайбане не просто живут — они искупают свой грех. Для обычного Хайбане — исход приходит сам собой, капля за каплей наполняется чаша в сердце, пока не приходит ощущение — пора! Для чернокрылого круг греха должен быть разорван, должен быть найден ответ и искуплена вина.
И вот тут мы видим просто феноменальное! Придя в Город с грехом перед собой, с чувством вины, с ощущением собственной неправоты, Реки уходит с чувством единения со Старым Домом.
Я попытаюсь объяснить, в чём суть этого удивительного превращения.
Реки приходит с чувством ВИНЫ, сугубо европейским, христианским представлением о совершенном плохом поступке. Когда представление о добре и зле (о хорошем и плохом) абсолютно. Не важно, с какой точки зрения, зачем и почему — если ты совершил грех — ты его совершил. ВИНА являет собою абсолютную категорию.
Идёт время. Реки пытается «быть хорошей», чтобы искупить вину. Но не может, потому что сама понимает, что притворяется.
С чем же Реки уходит? С чувством единения со Старым Домом, с чувством соответствия предначертанной роли, с чувством выполненного долга.
Тут, безусловно, надо упомянуть очень часто использующееся в культурологии понятие: Культура Вины и Культура Стыда. Культура Вины подразумевает абсолютность оценки поступков человека, наличие высших сил, перед которыми совершается Грех. Культура Стыда оценивает поступки человека с точки зрения его окружения. Никто не видел, никто не знает — и нет проступка (Стыдно, то, что видно).
И именно это происходит с Реки. Её поведение СООТВЕСТВУЕТ тому, какое должно быть. Она примерный член общества, образец для подражания. И уже совсем не важно, почему и зачем она так делает. Она делает ПРАВИЛЬНО, значит она ПРАВА.
Придя с ВИНОЙ, Реки уходит без СТЫДА.
Для меня, весь Haibane Renmei, собственно, и стал гимном этой идеи — отказа от западного взгляда на абсолютность морали, и принятие жизни в том виде, в каком она есть.
Весь дух Haibane Renmei, каждый его миг проникнут этой идеей — принятия жизни.
Не Западный, а Восточный подход. Не переиначивание Города, не пустой бунт, а умение понять и принять. Начать жить в гармонии. Даже если это трудно, даже если это печально и больно — видеть как уходит Друг.
На самом деле, в Haibane Renmei много всего. И всё вышенаписанное — лишь малая часть.
И Вороны, и вся судьба Ракки, и всё происходящее ещё много о чём говорит.
Можно только догадываться, что монахи — это Ренмей, которые предпочли остаться и «жить тихой спокойной жизнью», вместо того, чтобы уйти за стену. Можно лишь предполагать, что за символы, которые чистила Ракка внутри стены.